Этот способ, называемый иначе материальным, или техническим смешением, в отличие от оптического состоит в смешении; красок непосредственно на палитре, в смешении красильных растворов или же в накладывании двух прозрачных слоев друг на друга (лессировка).
В результате такого смешения возникают новые хроматические цвета, часто не похожие на те, которые получаются при смешении оптическом. Так, например, при смешении синей и желтой; краски возникает зеленая. Правда, качество зеленого цвета не во всех случаях одинаковое; оно будет зависеть от свойства смешиваемых красок (от их спектра поглощения).
Так, например, ультрамарин в смеси с желтой краской (кадмий желтый, крон лимонный, хром) дает не чисто зеленый цвет, а грязный, в то время как прусская синяя или берлинская лазурь дают с этой желтой чисто зеленый. Объясняется это тем, что при механическом смешении красок мы получаем не сложение цветных лучей на сетчатке глаза, как это имеет место в случае оптического смешения, а наоборот, процесс вычитания из белого луча (солнечный луч, освещающий нашу смесь) тех лучей, которые поглощаются веществом этих смешиваемых красок (частицы красок всегда представляют собой мельчайшие цветные крупинки — пигменты, которые перемешиваются между собой).
Лучи, прошедшие через прозрачные крупинки одного цвета, попадают на крупинки других: цветов, которые могут в них задержаться, т. е. поглощаться. В результате из всех цветных лучей, имеющихся в источнике белого света, вернуться обратно и попасть на сетчатку глаза смогут лишь лучи, не поглощенные ни одной, ни другой краской, т. е. остаток лучей, как бы в результате вычитания.
Поэтому и сам процесс носит название вычитательного (хотя на самом деле никакого собственно процесса вычитания здесь не происходит). Поясним это на следующем примере.
Белый свет, проходя через смесь желтого кадмия с берлинской лазурью, проходит через частицы то одного, то другого красочного пигмента. Желтые частицы поглощают из белого фиолетовые, синие, голубые лучи, а синие частицы берлинской лазури поглощают красные, оранжевые, желтые лучи.
Непоглощенными ни одним, ни другим пигментами остаются зеленые лучи и близкие к ним голубовато-зеленые и желто-зеленые. Поэтому мы видим смесь зеленого цвета.
Этот вид смешения имеет помимо живописи широкое применение, в полиграфической промышленности, текстильном производстве (в печатании машинным способом при накладывании краски на краску медным валом), фотофильмпечати или в ручной набойке деревянными «манерами» («цветками»), а также в аэрографии, т. е. особом виде получения рисунка, при котором краски наносятся распылением.
Такой способ смешения дает возможность получить многокрасочные эффекты всего лишь нз трех основных красок: пурпурно-красной — кармин, голубой — берлинская лазурь и лимонно-желтой — крон.
Смешивая в различных пропорциях пурпурно-красную и желтую краски, получим все оттенки красных и оранжевых; смешивая пурпурно-красную и голубую, — все оттенки синих и фиолетовых; смешивая голубую и лимонно-желтую, — все оттенки зеленых.
Получение материального смешения цветов на нашей таблице достигается способом лессировки. Как мы видим, в ней шесть горизонтальных цветных полос перекрыты другими прозрачными цветами в вертикальном направлении в той последовательности, в какой они расположены в спектре. Таким образом, все цвета пересекли взаимно друг друга. В результате возникает обогащенная интересная гамма новых всевозможных теплых и холодных оттенков различной насыщенности.
Так, перекрывая карминово-красный всеми цветами, мы получим там, где он смешивается с оранжевым, — красно-оранжевый; с желтым — оранжевый; с зеленым — темнокоричневый, с голубым— светлофиолетовый; с фиолетовым — красно-фиолетовый и т. д.
В местах перекрытия желтого с голубым получим зеленый (достаточно чистый); красного с голубым — фиолетовый; желтого с красным — оранжевый; желтого с зеленым — желто-зеленый и т. д.
Перекрывая все три основных краски вместе, получим темные цвета вплоть до черных.
На возможности получения всех цветовых тонов из смешения трех указанных основных красок путем наложения их друг на друга основывается, как известно, цветное печатание «трехцветка».
Результаты лессировки можно хорошо видеть, если взять цветные стекла (простые светофильтры) и, наложив одно на другое попарно, посмотреть на свет. Цветные стекла могут в некотором отношении рассматриваться как растворы красителей.
Примерно тот же результат получается при смешении красок непосредственно на палитре промежуточные оттенки только из трех основных красок: желтой, красной и голубой.
Для решения данной задачи несколько разных цветных плоскостей перекрывают другими цветами и получают в результате такого смешения все цветовые оттенки. Эффект лессировки учащийся получит при составлении любого рисунка, пользуясь данной таблицей как пособием.
Акварельные краски, употребляемые при решении задачи, должны быть прозрачными, сильно разбавлены, водой, — в противном случае не возникает результирующего цвета. Необходимо добавить еще одно замечание: при перекрытии окрашенных плоскостей надо предварительно дать нижним слоям краски высохнуть. Нельзя производить покрытие по сырой краске, так как краски будут смешиваться между собой и растекаться» а поэтому не будет достигнута лессировка.