Пиломатериалы на экспорт
Иллюстрация:Bittenchasity.blogspot.ru
Не во всех государствах нашей планеты присутствует большое количество многолетней зеленой растительности. Самые большие проблемы с лесоматериалами наблюдаются в странах, на территории которых преобладает пустынный ландшафт или растут лиственные насаждения, непригодные для определенных задач. А необходимость в использовании пиломатериалов только растет. Таким государствам не остается другого выхода, кроме импорта лесоматериалов.
Экспортные пиломатериалы
Пиломатериалы – это распиленная древесная продукция. Для создания пиломатериалов применяют разнообразное древесное сырье. В результате обработки на разных деревообрабатывающих станках из простого бревна создают различные пиленые детали и заготовки. Пиломатериалы бывают разного качества, разной формы и разного диаметра. Россия, имея колоссальные запасы древесных ресурсов, представляет собой сегодня одного из лидеров в области мирового экспорта и изготовляемых материалов.
Мировой объем изготовления пиленой деревянной продукции достигает практически 400 млн. кубометров. Главный производитель в данной сфере — США, объем пиломатериалов, выпускаемых в США, 22% (87,5 млн. кубометров). Второе место занимает Канада — 15% (60,6 млн. кубометров). Российская Федерация занимает третье место и выпускает около 5% от общемирового количества (21,5 млн. кубометров).
Стоит отметить, что практически весь объем пиломатериалов, изготовляемых в России, отправляется на экспорт. К примеру, в пересчете на древесное сырье, объем экспорта достигает 70-75 % от общего количества добываемых в нашем государстве лесоматериалов. В области экспорта древесины России существует несколько проблем:
- вследствие недостаточного развития деревоперерабатывающих производств довольно существенной является зависимость России от импорта лесобумажной продукции. Размер денежных средств, расходуемый на приобретение бумажной основы, каждый год достигает почти 3 млрд. долларов
- к сожалению, Россия, невзирая на колоссальное количество лесных насаждений, все еще не обеспечивает самостоятельно свои нужды в области лесопереработки. Данная тенденция заслуживает значительного внимания в свете чрезвычайной важности лесных ресурсов и производимой из них продукции.
Лесная продукция России
На территории России 2/3 лесных насаждений составляет лиственница, второе место занимает сосна, а третье – ель. Отечественные компании отправляют на экспорт именно эти лесоматериалы. Дуб, береза, бук, ольха, ясень, осина нуждается в предварительной обработке, которая должна соответствовать нормативам ГОСТ. Большую часть поставок занимают доски и брус. Спрос на такие пиломатериалы с каждым годом растет.
Обработанные лесоматериалы по ГОСТ 8486 делятся на доски, брусы и бруски. В каждом из этих продуктов есть кромка (узкая поверхность), пласть (широкая поверхность), и торцы (концы, которые перпендикулярны кромкам). Для изготовления пиленой продукции применяют три метода распила:
- тангенциальный – пропилы, образующие пласти, находятся прямо возле касательных годичных колец бревна
- радиальный – пропилы, образующие пласти, находятся возле радиусов годичных колец бревна
- смешанный.
Более детальные требования к габаритам, а именно к длине, ширине пласти и кромки прописаны в документе ГОСТ 24454-83.
Стоимость обработанной древесины зависит от большого количества факторов: расположения участка и распила, уровня влажности, вида лесоматериалов. К примеру, доски или брусья из лиственницы имеют боле высокую стоимость, чем из ели или сосны. Вследствие просушки стоимость увеличивается, потому что вследствие удаления жидкости образуется намного меньше трещин.
Технические требования к пиломатериалам из хвойных сортов лесоматериалов определяются документом ГОСТ 26002-83. Информация об упаковке, прокладках, маркировке содержится в ГОСТ 16369-96 и ГОСТ 19041-85. Упаковывают экспортные пиломатериалы чаще всего в блок-пакеты, транспортные пакеты или особые пленки.
Продажа пиломатериалов на экспорт
Экспорт пиломатериалов из России можно назвать довольно трудоемким процессом. Деятельность в этом направлении затруднена непростыми климатическими условиями, сезонностью, необходимостью применять разные типы транспорта. Вся работа по заготовке и организации экспорта делится на несколько этапов, сопровождающихся сбором обширного перечня документов.
В процедуре экспорта древесины принимают участие такие организации:
- торгово-промышленная палата
- министерство экономического развития и торговли
- станции защиты растений
- таможенный контроль
- транспортные компании
- финансовые и страховые учреждения.
В обязательном порядке всех необходимые документы сопровождаются юридическим лицом.
Для осуществления продажи пиломатериалов в другие государства, прежде всего, необходимо найти партнеров, подписать внешнеэкономический договор, а также осуществить регистрацию предприятия на таможне.
После этого можно переходить к оформлению:
- паспорта сделки
- письма с просьбой о разрешении таможенного оформления по отгрузке
- заявления с просьбой на разрешение таможенного оформления креплению
- спецификации
- инвойса
- фитосертификата
- платежных поручений для оплаты услуг таможни и логистики.
Вместе со сбором необходимых документов осуществляются работы по подготовке продукции к транспортировке, которые предполагают:
- распил сырья на доски/брус
- формирование пакетов для перевозки
- осуществление маркирования и упаковка
- погрузку.
Помимо этого необходимо подписать договор с перевозчиком, открыть счета-справки для оплаты его услуг. После этого можно приступать к оформлению экспедиторских, транспортных, банковских и страховых документов. Когда все эти документы собраны, осуществляется таможенное декларирование, в ходе которого пиломатериалы декларируются на таможне.
Лишь по окончанию описанных выше мероприятий груз может быть отправлен покупателю.
Пиломатериалы для Китая
Потребности китайского рынка в дереве каждый год растут примерно на 3,8 %. В 2004 году Китай занял первое место по импорту российского круглого леса, а еще через 4 года превратился в основного импортера продукции из древесины. Три года назад объем экспорта возрос на 4,7 % и достиг 26,6 млн кубометров.
Последнее десятилетие КНР находится в активной фазе развития, вследствие привлечения иностранных инвестиций, роста интеллектуальных ресурсов и масштабного строительства производственных комплексов.
Острую нехватку в продукции лесопильного производства можно объяснить такими факторами:
- запрет на вырубку леса на территории КНР
- стремительный рост китайской промышленности;
- улучшение общего уровня жизни и развитие инфраструктуры.
Лесоматериалы все чаще применяются для оформления экстерьера и внутренней отделки загородных зданий.
Несмотря на то, что самый большой объем закупаемой древесины приходится на мебельную промышленность, прочие отрасли также нуждаются в древесине. К примеру, для создания 15 млрд. пар китайских палочек для еды каждый год тратятся огромные количества древесины.
Китай приобретает в России такие виды древесины:
- лесоматериалы хвойных сортов, которые обработанные по ГОСТу – пихта, ель, кедр, сосна
- лиственные сорта, которые также поверглись обработке – береза, ольха, дуб, клен, осина, тополь, орех, ясень, бук.
Самыми ценными являются пиломатериалы из хвойных сибирских лесов, заготовленные и обработанные зимой. Такие материалы отличаются высоким уровнем плотности, отличными показателями прочности и качества.
Чаще всего китайцы покупают необработанную доску. Отметим, что и отходы деревоперерабатывающей промышленности такие как щепа, стружка и опилки, пользуются очень высокой популярностью.
Стоит отметить, что хоть китайские предприятия и нуждаются в сырье, но они очень осторожно относятся к выбору потенциальных поставщиков. Для подписания удачного договора с китайской компанией, российским компаниям нужно иметь налаженные связи для перевозки продукции. Должны быть проработаны схемы удобной доставки по территории Китая, обязательно нужен опыт прохождения таможни. Скорость и условия доставки зависят от качества логистики.
Если деревообрабатывающую продукцию транспортировать в условиях высокой влажности и температуры, ее цвет может поменяться, что повлечет за собой снижение качества и, следовательно, стоимости. Сбыт пиломатериалов в Китай требует специальной подготовки, опыта, огромного количества переговоров и материальных расходов.