Отчет о движении денежных средств: зачем его вести? | Стройматериалы и инструменты
Стройматериалы и инструменты

Отчет о движении денежных средств: зачем его вести?

Часто собственники вообще не ведут никакого учета движения денег и смотрят только на поступления и списания средств. Но такая картина может быть обманчива. Цифры на счетах показывают, что все хорошо, крупных трат тоже вроде нет, но в конце месяца внезапно оказывается, что нечем платить зарплату или рассчитываться с поставщиками. В этот момент уже поздно вести учет, нужно спасать бизнес.

Чтобы контролировать деньги компании и быть в курсе всех поступлений и трат, используют отчет о движении денежных средств (ДДС).
Это не единственный важный отчет для бизнеса, но один из ключевых. Именно с него начинают собственники, если хотят разложить финансы компании по полочкам.
Мы подготовили шаблон отчета ДДС, который можно скачать, настроить под свой бизнес и пользоваться совершенно бесплатно.


На примере шаблона разберемся, как ДДС помогает бизнесу.

Отчет о движении денежных средств помогает:

  • увидеть остатки на счетах:

Так собственник сможет понять, сколько можно потратить, хватит ли сейчас средств на приобретение оборудования или найм новых сотрудников. Причем в отчете можно вести сразу все счета. И смотреть остатки по каждому на конец периода. Хотите узнать, что происходит с деньгами в кассе магазина? Пересчитайте деньги в кассе и сопоставьте сумму с той, которая отобразится в отчете. Если суммы расходятся, то либо в отчете ошибка, либо кто-то что-то не договаривает.

  • понять, откуда приходят деньги и куда уходят:

Когда предприниматель знает все о деньгах, которые обращаются в его бизнесе, он контролирует ситуацию. ддс показывает, откуда в компанию идут поступления и по каким статьям расходов они распределяются.

Так, например, можно отследить динамику роста фонда оплаты труда, рекламных расходов. И вовремя принять меры, пока эти статьи не стали слишком большими.


Для удобства общий денежный поток делят на три: операционный (регулярные платежи, которые нужны для основного бизнес-процесса, например, поступления от клиентов), инвестиционный (нерегулярные платежи, которые связаны с долгосрочными вложениями в свой или другой бизнес, например, покупка дорогого оборудования) и финансовый (как регулярные, так и нерегулярные платежи, которые связаны с заемными деньгами и учредителями, например, выплата дивидендов).

  • анализировать движение денег по проектам/направлениям:

Часто предприниматель ведет несколько связанных направлений: производитель мыла продает его в розницу и оптом, кофейня торгует зерном через интернет, хозяин барбершопа продает франшизы. Шаблон ДДС покажет, как работают и зарабатывают разные направления бизнеса.

Не забудьте:

  1. ДДС — это банковская выписка всего бизнеса, в которой предприниматель видит, откуда приходят и куда уходят деньги.
  2. Чтобы составить ДДС, достаточно постоянно записывать все денежные операции, классифицировать их по видам деятельности и направлениям бизнеса.
  3. ДДС легко читать и анализировать, но он не дает информации о всех процессах бизнеса — чтобы понять картину целиком, потребуется составлять и другие управленческие отчеты.

Важно отслеживать движение денежных средств, но это не панацея. Отчет о движении денежных средств не заменит другие управленческие отчеты: он не учитывает обязательства компании, в нем сложно соотносить методы начисления и рентабельность работы. Предприниматели, которые оценивают бизнес только по остаткам на счетах, рискуют столкнуться с дефицитом и убыточностью. Самый удобный способ вести полноценный финансовый и управленческий учет – воспользоваться сервисом ПланФакт, который существенно экономит драгоценное время.