Как работать с вагонкой? | Стройматериалы и инструменты
Стройматериалы и инструменты

Как работать с вагонкой?

ГлавнаяСтатьиКак работать с вагонкой?

Как работать с вагонкой?

Отделка помещений вагонкой — одно из самых привлекательных, натуральных и практичных решений в области ремонта. Процесс облицовки не занимает много времени, требует минимального количества инструментов и при наличии минимальных навыков может быть выполнен самостоятельно.

Вагонка из натурального дерева может быть использована для отделки любых строительных поверхностей, включая помещения с повышенной влажностью и сложной планировкой.

Монтаж традиционно выполняется по заранее сформированному каркасу. Возможны варианты отделки по поверхности без каркаса. Обшивку рекомендуется начинать с потолка, затем переходить к стенам. Стены облицовываются по очереди, чтобы в финале остался один «подрезной» угол. Каркасы собираются сразу на все помещение для повышения удобства облицовки.

Направление при укладке может быть любое: горизонтальное, вертикальное, диагональное, «елочкой». Для помещений с повышенной влажностью обычно выбирается вертикальная укладка, чтобы конденсат удобно мог стекать вниз по бороздам. Для уличной облицовки рекомендуется горизонтальная укладка, чтобы влага не попадала в швы.

Специфика формирования каркаса

Для формирования каркаса перед укладкой вагонки используются обычные пиломатериалы: сосновый брус с небольшим сечением (3-5 см). Для несущих элементов выбираются ровные, хорошо просушенные элементы, без сучков, следов биологических повреждений.

 

В гипсокартонных работах используют металлический каркас из оцинкованного профиля. Он также подойдет для вагонки. Преимущества оцинкованного профиля:

  • точная геометрия и идеальная ровная поверхность;
  • сохранение целостности при перепадах влажности;
  • долговечность, устойчивость к разрушающим факторам (гниению, вредителям).

Металлический каркас рекомендуется устанавливать в помещениях с повышенной влажностью и при облицовке вагонкой снаружи.

Крепится каркас на основу с помощью перфорированных кронштейнов П-образной формы. Расстояние между кронштейнами составляет от 60 см до 1 метра. Между несущими элементами каркаса обычно оставляют около 50-80 сантиметров.

Если каркас планируется делать из дерева, то материал перед установкой обрабатывается составами биологической защиты. При наличии утеплительных и звукоизолирующих материалов под каркасом необходимо оставлять зазоры для вентиляции конструкции. В помещениях такой зазор может быть около 1 сантиметра. Для уличной отделки оставляют 3-4 сантиметра.

Подготовка вагонки перед началом обшивки

До начала работ по облицовке материал необходимо доставить на объект и дать ему адаптироваться к климатическим условиям.

  • Упаковка с вагонки обязательно снимается.
  • Сырье перебирается: ламели с дефектами лучше не использовать или пустить ее на откосы, укладывать в малозаметных местах.
  • Если у доски поврежден шип, с не можно начать укладку плоскости. При поврежденном пазе ламель подходит для завершения плоскости.

Разрезание поперечной вагонки лучше всего выполнять с использованием специальной торцовочной пилы. Также подойдут ручные пилы с мелкими зубьями. Электролобзик подходит для торцевания, продольного распила, сборки углов. На подошве лобзика предпочтительно иметь полимерную насадку, которая избавит древесину от черных металлических следов.

Обшивка каркаса

При обшивке работы ведутся с угла или от потолка. Любые проблемные участки проще закрыть снизу плинтусом. Через каждые пару ламелей рекомендуется использовать уровень для проверки ровности шва, его отвеса и горизонтальности.

  • К каркасу вагонку удобнее всего крепить с использованием кляймеров. Их размер зависит от толщины паза. Кляймер прибивается к обрешетке с помощью медных или анодированных гвоздей, не склонных к коррозии.
  • Есть и более традиционный способ крепления — крепление скрытым способом с помощью гвоздей, забиваемых под углом. При таком креплении облицовка впоследствии не подлежит разбору без деформации пазов.
  • Сквозное крепление вагонки через тело ламели практически не используется, так как даже откушенная шляпка портит визуальные характеристики облицовки. Сквозной способ подойдет для первой и последней вагонки, так как их можно постом прикрыть.

Откосы и ниши облицовываются в последнюю очередь. Для них можно использовать остатки материала, неделовые ламели.

Отделка зазоров

У древесины нет высокого коэффициента температурного расширения, поэтому в процессе укладки ламели можно достаточно плотно подгонять друг к другу. В процессе укладки неизбежно образуются зазоры.

Стыки и зазоры обычно перекрываются доборами, которые крепятся к вагонке на гвозди с последующим откусыванием шляпки. Внутренние углы можно отделать джутовым канатом, который также фиксируется небольшими гвоздями.

Вагонка высоких сортов не нуждается в последующей обработке. Если вы работаете с низкосортовым материалом, трещины и сучковатые участки можно подшпаклевать и замазать. Покрытие лаком вагонки не является обязательным. Если в помещении будут сильные перепады температур, то для обработки подойдут специальные защитные масляные составы.

 

← Наружная отделка дома блок-хаусом →