Основной целью деятельности гостиничного предприятия, как и любого другого коммерческого предприятия, является получение прибыли. Прибыль считается главным финансовым результатом деятельности и экономической категорией. В результате соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и предпринимательских способностей менеджмента производится гостиничный продукт, который становится товаром при условии его реализации потребителю.
Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то это означает, что были возмещены только затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник роста благосостояния собственников предприятия. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее его банкротства.
Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
- • характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности гостиничного предприятия;
- • являясь финансовым результатом, одновременно считается основным элементом финансовых ресурсов предприятия и обеспечивает принципа самофинансирования (стимулирующая функция). Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении гостиницы, должна быть в таком объеме, чтобы финансировать расширение производственной и других видов деятельности, а также использоваться для материального поощрения сотрудников;
- • является одним из источников доходов бюджетов разных уровней — поступая в бюджеты в виде налогов, используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Таким образом, прибыль гостиницы — одна из стратегических целей его деятельности, поскольку она, во-первых, является одним из источников дохода собственника и, во-вторых, источником собственных средств, необходимых для устойчивого его развития. В общем понимании прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия.
Доходы складываются:
- • из выручки от реализации продукции;
- • доходов от реализации имущества предприятия;
- • прочих доходов (доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от участия в других организациях, доходы от ценных бумаг, курсовая разница, пени, проценты).
Эти составляющие позволяют представить формулу прибыли:
Доход от реализации продукции — Себестоимость реализованной продукции = Балансовая (валовая) прибыль + Доходы от реализации имущества — Расходы, связанные с реализацией имущества + Прочие доходы — Прочие расходы = Прибыль до уплаты налогов.
Эта последовательность показывает расчет прибыли.